ЧЛСЭ // Психологическая экспертиза

Психологическая ЭКСПЕРТИЗА

Телефон отдела информационно-технических, лингвистических и психологических экспертиз: 8 (351) 774-93-99

  • Оглавление:

    Исследование психологии и психофизиологии человека

    Исследование информационных материалов

    Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - одна из форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессе. Специальные знания эксперта-психолога – это психологические теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющих юридическое значение; знания, полученные в результате специальной профессиональной психологической подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде в целях содействия установлению истины по делу по основаниям и в порядке, определенным процессуальным законодательством.


    Исследование психологии и психофизиологии человека


    К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических знаний, имеющие отношение к делу и юридическую значимость.

    СПЭ проводится в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших (подэкспертных) в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

  • Предметом исследования СПЭ являются закономерности и особенности структуры и протекания психической деятельности субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика и пр.), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

    Основным объектом исследования СПЭ является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях. К объектам СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:

  • вещественные доказательства,

  • документы как особый вид доказательств,

  • протоколы допросов и следственных действий (протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, сведения об использованном орудии, сведения об особенностях юридически значимой ситуации),

  • заключения судебных экспертиз,

  • справки, медицинские карты, характеристики с места учебы работы, жительства, трудовые книжки, послужные списки и т.п.,

  • продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, рисунки, письма, дневники, предсмертные записки) и т.д.,

  • биографические и иные сведения о подэкспертном (данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, жизненные цели, систему отношений),

  • фото- и видеодокументы.

  • Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда. Для установления факта причинения морального вреда и определения его степени суду необходимо в случае обращения к эксперту-психологу получить подтверждение того, что потерпевший действительно испытывал (или испытывает) нравственные страдания; определить их степень с учетом его индивидуальных особенностей; установить, что данные страдания находятся в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) обвиняемого (для квалификации ст. 151 ГК РФ).

  • Типовые задачи (вопросы):

    «Имеются ли у подэкспертного негативные изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?»

    «Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?»

    «Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли усугубить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?»

    «Существует ли причинно-следственная связь между состоянием подэкспертного (изменением его психического благополучия) и действиями (бездействием) причинителя вреда?»

    Экспертами решаются и иные вопросы, разрешение которых требует специальных психологических знаний.

    Специфику психологического исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

    Челябинская ЛСЭ выполняет экспертизы следующих видов.

    Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе:

    Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого. Задачей данного вида экспертизы является определение индивидуально-психологических особенностей обвиняемого и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Общими основаниями назначения СПЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемого для судебных и следственных органов являются: потребность в установлении обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, выяснении мотивов и механизма преступления, раскрытии причин и условий (обстоятельств), способствовавших совершению преступления, а также в определении адекватного вида наказания с учетом индивидуального подхода. Юридической основой данного вида экспертизы является п. 3 ч. 1 ст. 74 УПК РФ и ст. 60 УК РФ.

    Типовые задачи (вопросы):

    «Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?»

    «Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как…(перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, подчиняемость, внушаемость)?»

    «Могли ли индивидуально-психологически особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?»

    Судебно-психологическая экспертиза аффекта у обвиняемого. Проводится для установления юридически значимых эмоциональных состояний для квалификации судебно-следственными органами преступлений по ст. 107, 113 УК РФ.

    Аффект как квалифицирующий признак преступления является правовым понятием, наполненным определенным психологическим содержанием. В объем судебно-психологического экспертного понятия «аффект» входят следующие виды эмоциональных состояний:

    - физиологический аффект (вызван единичным психотравмирующим воздействием поведения потерпевшего),

    - кумулятивный аффект (вызван длительной психотравмирующей ситуацией, связанной с поведением потерпевшего),

    - выраженное эмоциональное напряжение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение.

    Типовые задачи (вопросы):

    «Находился ли обвиняемой в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?»

    «Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?»

    Мог ли обвиняемый с учетом его эмоционального состояния в период свершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?»

    Судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Проводится для установления отсутствия/наличия у несовершеннолетнего обвиняемого отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством* (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

    Типовые задачи (вопросы):

    «Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?»

    «С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?»

    «Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?»

    «Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?»

    * Для проведения данного вида экспертизы необходимо обязательно предоставить заключение или справку психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.

    Судебно-психологическая экспертиза свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Проводится для установления способности свидетеля/потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, и актуальная возможность ее реализации в конкретный юридически значимый момент (докриминальная ситуация, криминальная, посткриминальная, ситуация следствия и судебного разбирательства). В качестве объекта исследования преимущественно выступают особенности психической деятельности малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей (потерпевшие, свидетели, в отношении которых у судебно-следственных органов возникают сомнения в их способности давать показания по рассматриваемому уголовному делу – для применения ст. 196 УПК).

    Типовые задачи (вопросы):

    «Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его психическое состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?»

    «Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?»

    «Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?»

    «Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?»

    «Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?»

    Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях. Проводится для установления способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий или оказывать сопротивление виновному для определения судебно-следственными органами беспомощного состояния как квалифицирующего признака составов преступления по ч. 1 ст. 131 УК РФ и ч. 1 ст. 132 УК РФ (беспомощное состояние обусловлено психологическими факторами, не относящимися к психической патологии).

    Типовые задачи (вопросы):

    «Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?»

    «Могла ли она (он) по своему психическому состояние правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?»

    Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Проводится для установления наличия/отсутствия психического состояния, предрасполагающего к самоубийству; раскрытие причинных связей, способствующих суициду, провоцирующих его (для применения ст. 110 УК РФ, п. «б» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

    Типовые задачи (вопросы):

    «В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествующий самоубийству?»

    «Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются следствием как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествующий самоубийству?»

    Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе:

    Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными. Сделка может быть признана недействительной при нарушении ее субъективной стороны («порок воли»), то есть если она совершена гражданином хотя и дееспособным, но находившимся в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими (для квалификации ст. 177 ГК РФ); под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение (для квалификации ст. 178 ГК РФ); под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств (для квалификации ст. 179 ГК РФ).

    Типовые задачи (вопросы):

    «Мог ли подэкспертный (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?»

    «Учитывая особенности познавательной сферы, психическое состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?»

    «Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?»

    «Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализации? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?»

    «Имелись ли у подэкспертного в момент совершения сделки такие ИПО (можно указать конкретно интересующие суд черты: внушаемость, подчиняемость и т.п.), вследствие которых он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?»

    «Находился ли субъект (сторона) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?»

    Судебно-психологическая экспертиза по делам о спорах между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Проводится для установления имеющегося или возможного негативного влияния психического состояния, патопсихологических или индивидуально-психологических особенностей родителя на психическое состояние и особенности психического развития ребенка в ситуации проживания или общения с данным родителем (ст. 24, 65, 66 СК РФ).

    Типовые задачи (вопросы):

    «Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?»

    «Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?»

    «При выявлении у ребенка негативного отношения к одному из родителей, чем оно, с большей степенью вероятности, обусловлено?»

    «Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с родителем самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него конфликтной ситуации?»

    «Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей?»

    «Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?»

    «Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?»

    «Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребенка, могут ли особенности взаимоотношений родителей, их системы ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с каждым из родителей (определенных условиях участия родителя в воспитании)?»


    Исследование информационных материалов


    Актуальность введения новой экспертной специальности – 20.2 - обусловлена растущей потребностью правоохранительных органов и судов в психологическом исследовании информационных материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма, совершением развратных действий с помощью Интернета, преступлениями коррупционной направленности, склонении и побуждении к самоубийству, пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и т.д.


    Судебная психологическая экспертиза (СПЭ) информационных материалов в рамках нового направления отличается от традиционного психологического исследования материалов дела специфичностью предмета и методов исследования.

    При психологическом исследовании информационных материалов объектом исследования является сам информационный материал (а не психическая деятельность подэкспертного лица), а также особенности коммуникативной ситуации, в которую он включен, поскольку информационные материалы всегда участвуют в обмене информацией между коммуникантами, партнерами по общению, в их коммуникативной и социальной деятельности. С этой точки зрения информационный материал является коммуникативной единицей, всегда имеет свой смысл и направленность, установлению подлежит заложенное в нем сообщение

    Различны и задачи традиционных видов СПЭ и СПЭ новых направлений. Если при экспертизе юридически значимых состояний и способностей подэкспертного лица (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.) документы исследуются как носители информации о событиях и ситуациях (о личности и о юридически значимой ситуации), когда направленность текста документа однозначна и заведомо определена, то информационный материал в рамках нового вида экспертизы исследуется как само событие (речевое или коммуникативное действие) и оценке подлежат особенности материала и его направленность, а не психологические качества и состояния автора.

    Общими основаниями для назначения СПЭ информационных материалов является необходимость применения психологических знаний для установления фактов, имеющих доказательственное значение для принятия решения по делу. Специальным основанием является в том числе необходимость установления по каждому конкретному делу наличия либо отсутствия психологических признаков так называемых речевых деяний, социально-психологической направленности речевой и коммуникативной деятельности автора либо публикатора информационного материала. Роль СПЭ при расследовании преступлений, в том числе совершаемых с использованием информационных материалов, заключается в установлении психологической направленности речевого (коммуникативного) деяния, что позволяет установить элементы объективной и субъективной сторон состава преступления.

    Судебная психологическая экспертиза информационных материалов – это разновидность судебной психологической экспертизы, направленной на установление фактических данных об особенностях информационного материала, в том числе, его психологической направленности, имеющих юридическое значение, путем исследования предоставленных объектов и дачи заключения.

    Предметом СПЭ информационных материалов является установление экспертом с помощью специальных знаний и практических навыков в области психологии фактических данных об особенностях информационного материала, в том числе его психологической направленности, имеющих юридическое значение и влекущих определенные правовые последствия, путем исследования представленных объектов.

    Объекты СПЭ информационных материалов – это поступающие к эксперту информационные материалы и источники информации о коммуникативных действиях участников коммуникации и коммуникативной ситуации, которые содержат сведения об устанавливаемых обстоятельствах.

    Объектами могут быть:

    1) Письменные тексты - статьи, книги, жалобы, надписи, объяснения и протоколы, записки, предсмертные записки и др.;

    2) Звучащие тексты – записи разговоров, фиксация следственных действий, видеообращения, интервью и др.;

    3) Поликодовые (креолизованные) тексты – демотиваторы, реклама, видеоролики, кино- и видеофильмы, эмблемы, товарные знаки, карикатуры и др.;

    4) Тексты интернет-коммуникации – переписка в социальных сетях, блоги, форумы, комментарии, посты, общение по скайпу и др.

    Виды судебной психологической экспертизы информационных материалов:

    Для судебно-психологической экспертизы содержания и направленности аудио- и видеоматериалов возможна постановка следующего вопроса:

    1) Содержатся ли на представленной видеозаписи признаки негативного психологического воздействия на допрашиваемого при сообщении им сведений о совершении преступления?

    Для судебно-психологической экспертизы направленности информационных материалов по делам о побуждении и склонении к самоубийству возможна постановка следующего вопроса:

    1) Направлен ли материал на формирование психологической установки к совершению самоубийства, готовности к лишению себя жизни?

    Для судебно-психологической экспертизы направленности информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних (в том числе совершённых с помощью сети Интернет) возможна постановка следующих вопросов:

    1) Какова коммуникативная активность участников диалога?

    2) Имеются ли в представленных материалах признаки негативного психологического воздействия на несовершеннолетнего?

    3) Содержатся ли в представленном материале признаки манипуляции? Если да, то в отношении кого осуществлялась манипуляция и кем?