ЧЛСЭ // Трасологическая экспертиза

ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

  • Телефон отдела криминалистических экспертиз: 8 (351) 772-34-83

    Предмет, объекты и задачи трасологической экспертизы
     

    Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.

    По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические - экспертизы следов рук, ног, зубов, губ, носа и других поверхностей лица человека, экспертизы следов обуви, одежды, следов крови человека; механоскопические - экспертизы механических повреждений одежды, экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортно-трасологическая идентификация - экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных - экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).

    В последние годы появились возможности решения новых задач - ситуалогических, реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ).

    Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебной медицины.

    Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

    Вопросы, наиболее часто встречающиеся при назначении трасологических экспертиз.

    Следы рук

    1. Имеются ли на представленных объектах следы папиллярных узоров и пригодны ли они для идентификации личности?

    2. Не оставлены ли следы папиллярных узоров конкретным лицом (лицами)?

    Следы ног

    1. Являются ли данные следы результатом воздействия босых /обутых/ ног?

    2. Оставлены ли данные следы ногами Д., обувью, изъятой у подозреваемого?

    Следы орудий, инструментов

    1. Имеются ли на поверхности преграды (объекта) следы воздействия посторонним предметом?

    2. С какой стороны произведен взлом – снаружи или изнутри?

    3. К какому типу и виду относится орудие, которым оставлены следы на МП?

    4.Одним или несколькими орудиями оставлены следы?

    5. Не оставлены ли следы представленным орудием?

    6. Не оставлены ли следы, изъятые с разных мест происшествия одним и тем же орудием и т.п.?

    Следы на ткани, дереве

    1. Каков характер повреждений на представленных объектах (разрез, разрыв, разлом)?

    2. С какой стороны или в каком направлении произведено разделение представленных на исследование объектов?

    3. Каким типом (видом) орудия произведено разделение данных объектов?

    4. Не образовано ли повреждение представленным орудием?

    Повреждения на одежде

    1. Каков характер повреждений на представленной одежде (разрыв, разрез, износ)?

    2. Являются ли данные повреждения колото-резаными (рублеными)?

    3. Не представленным ли ножом (топором) образованы повреждения на одежде?

    Замки

    1. Исправен ли замок?

    2. Сложно ли отпереть данный замок посторонним предметом?

    3. Возможно ли отпереть замок конкретным ключом, другим предметом?

    4. В запертом или отпертом состоянии поврежден замок?

    5. Где поврежден замок: когда он находился на двери либо находился в другом месте; каким орудием поврежден данный замок?

    6. Этим ли орудием поврежден представленный замок?

    7. Одним ли способом отперты или взломаны несколько замков?

    Экспертиза изделий массового производства (пуговицы, колпачки для бутылок)

    1.   Каким способом (заводским или самодельным) изготов­лен объект?

    2.   Изготовлены ли объекты (например, пуговицы, колпачки для бутылок) на одном и том же оборудовании?

    3.   Не изготовлен ли объект на конкретном оборудовании?

    Следы транспортных средств, транспортно-трасологическая идентификация

    1.Имеются ли на представленных вещественных доказательствах (дороге, одежде потерпевшего и т.п.) следы транспортных средств?

    2. Каким видом транспорта оставлены следы на месте происшествия?

    3. Какой моделью шины оставлены следы?

    4. Одним или несколькими транспортными средствами оставлены данные следы? Не оставлены ли следы на месте происшествия данным автомобилем (мотоциклом, велосипедом)?

    5. Не составляет ли обломок кронштейна (осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия) единого целого с частью кронштейна (осколками фар, лакокрасочным покрытием ТС), представленного на экспертизу?

    Установление единого целого

    1. Частью какого орудия или объекта является данный предмет?

    2. Составляли ли представленные на экспертизу предметы (части) ранее единое целое?

    Экспертами решаются и иные вопросы, возникающие при определенных обстоятельствах происшествия.

    При подготовке к назначению судебно-трасологической экспертизы считаем целесообразным рекомендовать следователям до назначения экспертизы обращаться за консультацией к экспертам того экспертного учреждения, в котором будет проведена судебно-трасологическая экспертиза.