ЧЛСЭ // АВТОТЕХНИКА

АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Телефон отдела автотехнических экспертиз: 8 (351) 774-09-56

Судебная автотехническая экспертиза (далее – САТЭ) относится к классу ин-женерно-транспортных экспертиз и, в свою очередь, подразделяется на виды и подви-ды. Судебная автотехника основывается на закономерностях базовых наук - физики, математики, теоретической механики, теории автомобиля, конструирования и расчета автомобиля и др., а также криминалистики, положений и норм уголовного, граждан-ского, арбитражного и административного прав.

Предметом САТЭ являются фактические данные (обстоятельства), исследуе-мые и устанавливаемые при расследовании уголовного, административного, граждан-ского и арбитражного дел с применением специальных знаний в области судебной ав-тотехники: установление события дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), его механизма, технического состояния транспортных средств (далее – ТС) и дороги, ее обустройства, организации дорожного движения на конкретном участке, применения дорожных знаков и разметок, дорожной обстановки на месте ДТП, до-рожно-транспортной ситуации (далее – ДТС) непосредственно перед происшествием, фактических действий его участников. Предметом экспертизы в уголовном, админи-стративном, гражданском и арбитражном судопроизводстве могут быть также обстоя-тельства, не связанные с ДТП.

Приказом Минюста России от 27 декабря 2012 года №237 утверждены следу-ющие виды автотехнической экспертизы, выполняемые в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации:

- исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
- исследование технического состояния транспортных средств;
- исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);
- исследование транспортных средств в целях определения стоимости восста-новительного ремонта и оценки;
- исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.

Каждый вид автотехнической экспертизы имеет определенный круг задач, от-личается особенностью предмета, объекта и методик исследований.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП, как правило, решают-ся следующие задачи (ставятся следующие вопросы):
  • определение скорости движения ТС в заданные моменты времени, в частно-сти, перед торможением, в момент наезда на пешехода или столкновения с другим ТС и т.п.;
  • определение места расположения ТС в заданные моменты времени - удаление от ме-ста наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения или в момент, когда водитель еще располагал технической возможностью предотвратить происшествие и т.д.;
  • определение тормозного, остановочного путей, расстояния, преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени;
  • определение тормозного, остановочного времени, а также времени, затрачен-ного ТС на преодоление определенных участков пути;
  • определение траектории и характера движения пешехода с момента возник-новения опасности и до момента наезда на него;
  • установление момента возникновения опасности для движения, если для этого требуется проведение расчетов, моделирования, эксперимента, экспертная оценка действий участников ДТП на соответствие (несоответствие) требований ПДД;
  • определение должных действий водителя, пешехода и других участников ДТП в конкретной ДТС с точки зрения требований ПДД;
  • определение соответствия фактических действий водителя ТС, пешехода и других участников ДТП требованиям ПДД;
  • определение наличия (отсутствия) у водителя ТС технической возможности предотвратить ДТП путем торможения ТС или другим, предусмотренным требовани-ями ПДД, способом, в момент возникновения опасности для движения или любой другой момент времени, определенный органом, назначившим экспертизу;
  • определение технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным следствием, судом, но и полученным экспертом рас-четным путем, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вы-текающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов экс-перт указывает в своем заключении;
  • определение причинно-следственной связи между установленными следстви-ем, судом фактическими действиями водителя ТС и наступившим происшествием, на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей, и т.п.
Некоторые из приведенных вопросов экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо другими видами и родами судебных экспертиз, не относящихся к классу транспорт-ных. Например, вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и воз-можности управления ТС, можно решить после определения технического состояния ТС. Для квалификации действий водителей бывает необходимо вначале провести су-дебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д.

В рамках судебной экспертизы технического состояния ТС решаются следующие задачи:
  • определение технического состояния ТС, их систем, агрегатов, узлов и дета-лей;
  • при обнаружении неисправности установление причин ее возникновения, возможности своевременного (в частности до ДТП) обнаружения водителем ТС и ли-цами, ответственными за техническое состояние ТС;
  • определение степени влияния неисправностей на возникновение и развитие ДТС, приведшей к ДТП;
  • определение технической возможности предотвращения ДТП при том техни-ческом состоянии ТС, в каком оно находилось непосредственно перед ДТП;
  • установление причинно-следственной связи между техническим состоянием (неисправностью) ТС и ДТП;
  • какой характер имеют выявленные неисправности и недостатки – производ-ственный или эксплуатационный? и т.д.
Многие из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить в комплексе с экспертизами исследования изделий из металлов и сплавов, ис-следования горюче-смазочных материалов, а в отдельных случаях – с трасологиче-ской экспертизой.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:
1. Исследование механизма столкновения ТС и наездов на неподвижные препятствия с целью:
  • определения места столкновения ТС;
  • определения траектории движения ТС до и после столкновения;
  • определения взаимного расположения ТС в момент столкновения;
  • определения расположения ТС относительно элементов дороги - проезжей части, ее горизонтальной разметки и т.п.;
  • установления скорости движения ТС при столкновении, в частности, находи-лось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столкновении;
  • определения месторасположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы совместно с судебными медика-ми);
  • установления механизма повреждений шин и гибких шлангов, причины их об-разования;
  • установления механизма повреждений резьбовых и иных соединений, причи-ны их образования;
  • установления возможности образования повреждений ТС в конкретном ДТП и т.п.
2. Исследование механизма наезда на пешехода для:
  • определения места наезда ТС на пешехода;
  • определения траектории движения ТС и пешехода до и после наезда;
  • определения скорости движения ТС по отбросу пешехода в результате наезда на него;
  • определения направления движения пешехода относительно ТС и их взаимно-го расположения в момент наезда. Эти задачи также решаются в рамках комплексной экспертизы с участием судебных медиков (проводящих исследование повреждений на теле пешехода), биологов (исследование наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследование следов на одежде и обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покрытия).
В рамках судебной экспертизы транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки решаются следующие задачи:
  • определение величины износа ТС;
  • определение величины ущерба или стоимости восстановительного ремонта ТС с учетом и без учета износа;
  • определение величины утраты товарной стоимости ТС;
  • определение механизма повреждения ТС, полученного в результате конкрет-ного ДТП;
  • определение соответствия выполненных работ по восстановительному ремон-ту ТС, повреждениям, полученным в результате ДТП;
  • определение соответствия повреждения ТС, указанных в акте осмотра ТС и в справке ГИБДД;
  • определение рыночной стоимости ТС;
  • определение стоимости годных остатков ТС;
  • определение качества ремонта ТС после ДТП и т.п.
В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:
  • определение состояния дороги - дорожного покрытия проезжей части, обочин и т.п.;
  • установление условий видимости и обзорности с места водителя с учетом объектов, ограничивающих видимость и обзорность;
  • определение обустройств дороги (наличие дорожных знаков, разметок и т.п.);
  • соответствовали ли фактические квалификационные характеристики и техни-ческое состояние участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, требо-ваниям нормативно-технической документации (далее - НТД)?
  • определение влияния технического состояния дороги на развитие ДТС, при-ведшей к ДТП;
  • определение технической возможности предотвращения ДТП при том техни-ческом состоянии дороги, в каком она находилась непосредственно перед ДТП;
  • установление причинно-следственной связи между техническим состоянием дороги и ДТП;
  • установление причинно-следственной связи между условиями организации дорожного движения и наступившим ДТП и т.д.
Следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической эксперти-зы входит решение только специальных технических вопросов. Поэтому при назначе-нии экспертизы не следует ставить перед экспертами правовые вопросы, решение ко-торых относится исключительно к компетенции следствия (суда), например:
- о нарушении участниками ДТП требований Правил дорожного движения;
- о том, когда водитель должен был и мог предвидеть появление препятствия;
- о том, мог ли данный водитель в данной дорожной ситуации поступить пра-вильно;
- о причинной связи между действиями участников происшествия и послед-ствиями не технического характера (телесными повреждениями, обоснованностью исковых требований и т.п.);
- о непосредственной (основной, главной) причине ДТП;
- о наличии вины и степени виновности участника дорожного движения и т.п.

Общие объекты САТЭ: ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их системы, узлы, меха-низмы, агрегаты, детали (не являются объектами исследования ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта); данные о следах на ТС, проезжей части, вещной обстановке на месте происшествия; дорога, место ДТП, не требующие правовой оценки материалы дела, содержащие сведения об обстоятельствах рассматриваемого события или спора.

Материалы и исходные данные, представляемые при назначении САТЭ
Представляемые на автотехническую экспертизу материалы должны состоять из постановления (определения) о назначении экспертизы, предметов и документов, являющихся объектами экспертного исследования и содержащих фактические данные об обстоятельствах ДТП или иного рассматриваемого события (справки по дорожно-транспортному происшествию, протокола осмотра места происшествия и схем, фото-таблиц к нему, протоколов осмотра транспортных средств, качественных изображе-ний с осмотров мест происшествий и транспортных средств, в том числе на электрон-ных носителях, протоколов следственных действий), а также других материалов дела, не требующих правовой оценки.
Главное требование к материальным объектам экспертного исследования (транспортным средствам, их агрегатам, узлам и деталям) – это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП (иного рассматриваемого собы-тия).